Занятие в подготовительной группе как выращивают хлеб

Конспект занятия познавательного типа «Откуда хлеб пришёл?»

Федорова Елена Вячеславовна

Воспитатель, Детский сад «Огонек», ЯНАО, г. Надым

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Федорова Е.В. Конспект занятия познавательного типа «Откуда хлеб пришёл?» // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 07.01.2020).

Цель: познакомить детей с тем, какой путь проходит хлеб, прежде чем появиться на нашем столе.

Задачи.

— познакомить с названиями профессий людей, которые выращивают и производят хлеб: трактористы, комбайнеры, шоферы-механизаторы, агрономы, селекционеры, пекари.

— образовывать прилагательные от имен существительных (из пшеницы- пшеничная мука).

— познакомить с пословицами и поговорками о хлебе.

— развивать связную речь.

— развивать внимание, память, восприятие, словесно-логическое мышление.

-формировать навыки работы в группе, понимание, доброжелательность.

Материалы и оборудование:

-иллюстрации «Хлебобулочные изделия».

Предполагаемый результат:

— дети называют профессии людей, которые выращивают хлеб.

— объясняют значение пословиц о хлебе.

— воспитывается бережное отношение к хлебу.

Ход занятия

Отгадайте, ребята, загадку:

«Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Где можно купить хлеб? (в магазине).

Как называется специализированный магазин, в котором продают хлебобулочные изделия? ( булочная, хлебный магазин).

Какой хлеб покупают в булочной? Из чего пекут хлеб? (из теста, которое делают из муки).

Откуда, ребята, берется мука? (перемалывают зерно, которое выращивают люди на полях).

Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала посадить, вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этой работой занимаются люди по профессии хлебороб. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают зерновые культуры?

(Воспитатель может использовать серию картин по теме: «Откуда хлеб пришел?» или показать презентацию по данной теме)

Ребята, что нужно, чтобы колоски выросли? (Зерно посадить в землю).

Что происходит весной в поле? Какие машины пашут землю? (трактора).

Кто управляет трактором? (тракторист). Землю вспахали, чтобы она была мягче и зерно быстрее могло взойти. На распаханное поле выходят другие машины- сеялки.

По земле сырой, не жесткой

Там, где тракторы прошли,

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой.

Ребята, как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что» зерна сыпались до полночи»? (Это значит, что люди работают допоздна. Зерна нужно посадить в определенный срок и если их посеять раньше или позже срока, они могут не вырасти).

Какие зерна сеют в поле? (Рожь, пшеница, овес). Все лето созревают зерна в колосках. Как вы думаете, что нужно, чтобы колоски зрели? (солнце, дождик, удобрения). Хлебное поле летом очень красивое. Художники его изображают на картинах, поэты сочиняют стихи. Хлебное поле еще называют словом «нива». Нива от слова низ, т.е. поле находится низко-низко.

Ребята, давайте немного отдохнем и представим, что мы с вами хлебные колоски.

Колоски золоченые на ветру качаются,

На ветру качаются, низко наклоняются.

Но вот зерна созрели и на поле выходят другие машины- комбайны. Кто управляет комбайном? (комбайнер).

Что делает комбайн? (Срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины).

Куда везут обмолоченное зерно? ( на элеватор). На элеваторе зерна растирают, обмолачивают. Получается мука. Муку везут на хлебозавод.

Что, ребята, делают с мукой? Кто для нас печет хлеб, булочки? (пекари).

Мука бывает разная: из зернышек пшеницы- пшеничная, ржи- ржаная, из овса- овсяная.

Как вы думаете, что выпекают из белой пшеничной муки? ( белый хлеб, булки, баранки, печенье). А еще из пшеницы делают манную крупу.

Из темной ржаной муки пекут черный хлеб.

Но не все зерна отвезли на элеватор и обмолотили. Часть зерен- самые лучшие, крупные- оставили, чтобы на следующий год опять засеять поля. Хранят зерна в зернохранилищах. Заботятся о самых лучших и крупных зернах, чтобы урожай был богатый, люди по профессии-селекционеры.

Вот видите, ребята, как много сил, труда надо приложить, чтобы получить хлеб. О хлебе сложено много пословиц.

Хлеб всему голова.

Без хлеба- нет обеда.

Хлеб- батюшка, вода- матушка.

Теперь, ребята, вы знаете, откуда хлеб приходит на наш стол и я думаю, тоже будете с уважением относиться к хлебу. Запомните правила:

-хлеб нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье.

— хлеб нельзя бросать на землю, на пол; раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощение за это.

Хлеб- главное богатство и его нужно беречь!

А теперь мы с вами попробуем самостоятельно слепить из соленого теста хлебобулочные изделия. (лепка с детьми из соленого теста).

8-800-100-20-64 бесплатный звонок по России +7-906-602-22-10 Viber / WhatsApp / Skype / Telegram

Занятие в подготовительной группе «Хлеб – всему голова»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Прививать детям любовь к труду, бережное отношение к хлебу, ведь с этого и начинается воспитание любви к Родине.

Задачи: Знакомство детей с процессом хлебопечением, учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его вырастившим.

Предварительная работа: Чтение стихов, пословиц, рассказов, оформление мини – музея “Все о хлебе”.

Оборудование: Проекционное мультимедийное оборудование для показа презентации; мультфильм “История девочки, наступившей на хлеб”. Приложение 1.

Воспитатель: Здравствуйте! Садитесь как вам удобно. Тему нашего занятия мы с вами узнаем, посмотрев один мультфильм.

Просмотр мультфильма (10 мин.)

Воспитатель: О чем говорится в мультфильме? (Ответы детей.)

Правильно о том, как девочка неправильно поступила с хлебом. Вы можете охарактеризовать девочку? Какая она? (Ответы детей.)

Что случилось с ней, изменилась ли Инга в конце мультфильма? (Ответы детей.)

Мы должны гордиться ее поступком? Почему? (Ответы детей.)

Да, ребята, нельзя так поступать с хлебом. Вот мы и поговорим сегодня о хлебе.

Садитесь на стулья.

Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе со съедобными грибами и травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зерен получалась вкусная, лепешки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зерна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски. Сперва – ячменя, потом пшеницы и ржи.

Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.

Много людей помогало ему (хлебу) в этом: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал. И тот, кто потом хлеб молол, а потом испек. Трудно, тяжело достается хлеб. Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека.

Читать еще:  Виды гортензии садовая посадка и уход в открытом грунте

Есть только одно слово, равнозначное слову “хлеб”. Это слово – “жизнь”. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой.

Утрами хлебный запах льется,
Бегут буханки по лоткам,
Я знаю, как тот хлеб дается
Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба легкого на свете
Во все века был трудным хлеб…

Слайд 2. Хлеб сопровождает каждого из нас от первых шагов до последних дней. Он является вечным продуктом и самым надежным в борьбе с голодом, болезнями и преждевременной старостью.

Вы видели щиток приоткрывая
В задумчивой и душной глубине
Прищуренные глазки каравая,
Когда он сам с собой наедине?
А в нем живут сгоревшие поленья,
Бессонная усталость мастеров.
Он как последнее стихотворенье
И добр, и откровенен, и суров.
И задыхается на белом блюде
От радости рожденья своего
И маленькие-маленькие люди
По ломтику откусят от него.
Б. Окуджава

Давайте посмотрим, как пекут хлеб.

Слайд 5. Хлебопечение.

Слайд 6. Добрянский хлебозавод

Слайд 7. Просеивается мука.

Слайд 8. Замешивается тесто.

Слайд 9. И вот тесто готово.

Слайд 10. Формы смазываются маслом

Слайд 11. Тесто выходит из делителя.

Слайд 12. . и его раскладывают по формам.

Слайд 13. После расстойки формы с тестом попадают в печь, откуда достают уже готовые буханки.

Слайд 14. Хлеб готов!

Вот хлеб – высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда.
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под черно,
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если зной иль град?!
Их много – всяческих преград –
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два.
Народной мудрости слова:
“Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит”.
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.

Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете?

Молодцы! Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Занятие «Хлеб — наше богатство»

Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

— обобщить знания воспитанников о процессе выращивания хлеба;

— обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда .

— Знакомить воспитанников со стихосложением, применяя метод синквейна, опираясь на схему – модель и вопросы педагога.

— Р азвивать связную речь, умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение , обогатить словарный запас воспитанников.

— А ктивизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, воображение, слух.
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его .

Материалы и оборудование:

Хлеб – каравай, модель – схема составления синквейна, магнитная доска, ноутбук, экран, иллюстрации хлеба разных народов, колосья ржи, пшеницы, зерна пшеницы, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, кусочки пшеничного и ржаного хлеба на шпажках.

обогащение словаря : элеватор , агроном, колос, зерно, борона .

активизация словаря : трактор, сеялка, комбайн, рожь .

Методы и приемы: беседа, вопросы к детям, обобщение ответов, рассматривание иллюстраций , исследовательская деятельность , просмотр презентации, работа над пословицами, работа со схемами, работа с моделями, дидактические игры.

Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Заучивание стихотворения “Хлебушек”;

Составление альбома “Длинный путь хлеба”;

Чтение сказки “Колосок”;

Отгадывание загадок о хлебе, хлеборобах;

Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Ход организованной образовательной деятельности:

Дети играют в сюжетно – ролевые игру “Магазин”.

Воспитатель: Сюрприз! Дети, посмотрите, я вам сегодня что – то принесла. (В коробке каравай).

Дети подходят. У меня на руках коробка. Подумайте, что же здесь может быть? (Ответы детей). Скажите, мы можем угадать, что внутри, не открывая коробку? (Предполагаемые ответы детей: да, нет) Как можем угадать ? (Предполагаемые ответы детей: можем потрясти коробку. Можем понюхать. Можем попробовать поднять.)

Воспитатель: Дети, один из ваших ответов был, что можно понюхать. Как мы нюхаем? Упражнение на дыхание: глубоко вдыхаем воздух через нос, через нос выдыхаем. Через нос вдыхаем, через нос выдыхаем. (Несколько раз).

Воспитатель: Теперь предлагаю понюхать нашу коробочку. Какой запах слышим? (Предполагаемые ответы детей: Запах хлеба. Ничего не чувствуем. Запах торта.) Правильно ли угадали, давайте проверим, отгадав загадку.

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и пушистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Открываю коробку. Достаю из коробки каравай.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (Предполагаемые ответы детей: Сегодня мы поговорим о хлебе.)

Беру на руки хлеб и соль.

Воспитатель: Действительно, сегодня мы поговорим о самом главном продукте – хлебе. С хлебом и солью встречает самых дорогих гостей русский народ. Это считается символом благополучия и гостеприимства.

Воспитатель: Дети, а с чем вы любите есть хлеб?

(Предполагаемые ответы детей: Хлеб можно есть с маслом. С чем вкусным мы можем есть хлеб? Хлеб можно есть с медом. Хлеб можно есть с вареньем.)

Воспитатель: Давайте мы с вами представим, что хлеб кушаем с вареньем. Сначала отведаем вкусное варенье. (Упражнение «Варенье»). Теперь представьте, что хлебушек едите с вареньем. (Артикуляционная гимнастика “Жевание”.) Вкусно? Давайте покажем и скажем, какой вкусный хлеб с вареньем. М-мм-м, вкусно.

Воспитатель: Хлеб, хлебушек, хлебушко. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он еще может быть, вы мне и расскажете. А поможет нам волшебный клубочек. Называем, какой хлеб и передаем клубок товарищу.

Дидактическая игра «Какой хлеб?» с клубочком .
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу клубок и называют определения, например, хлеб румяный, хлеб свежий, хлеб душистый, хлеб аппетитный, хлеб мягкий, хлеб черствый, хлеб белый, хлеб горячий, хлеб витаминный, хлеб воздушный, хлеб ароматный).

После игры посадить детей на стульчики в полукруг.

Воспитатель: Я предлагаю вам присесть на свои стульчики.

Воспитатель: Какой праздник отмечала наша страна недавно?

Ответы детей: День народного единства.

Воспитатель: В нашем Башкортостане в мире и в согласии живут люди разных национальностей. Дети, скажите, пожалуйста, люди каких национальностей живут в нашей республике? (Предполагаемые ответы детей: башкиры, русские, татары, узбеки)

Воспитатель : Правильно, в нашей республике также живут казахи, армяне, татары, чуваши и другие народы. У них у всех есть свой национальный хлеб. У башкир – көлсә, у русских – каравай, у кавказского народа – лаваш, матнакаш, кавказский хлеб – баурсак, у китайцев – маньтоу.

Все показываю на картине. Картины вывешиваются на магнитной доске.

Воспитатель: Дети, может кто – то видел, как пекут к өлсә? (Ответы детей). Когда я еще была маленькой моя бабушка пекла көлсә. Көлсә замешивается на кефире и печется в золе или в ыпека ли в печке на горячих углях, переворачивая лепешки. Скажем вместе көлсә . Индивидуальное повторение.
Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. А чем полезен хлеб? (Предполагаемые ответы детей: В хлебе содержится витамины роста. В хлебе содержится витамин. Хлеб питательный.)

Читать еще:  Как определить, кислая или щелочная почва на вашем огороде

Воспитатель: В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел на стол ?
(Предполагаемые ответы детей: Его покупают в магазине. Хлеб печет дома мама. Бабушка печет хлеб. Можно купить в пекарне.)

Воспитатель: Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. А когда собирают урожай?

Воспитатель: Правильно, можно сказать «чудо осень», потому что дает урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Дети, я предлагаю вам посмотреть фильм о том, как выращивали хлеб в старину и сейчас.

Просмотр презентации о том, как хлеб выращивали в старину и сейчас. (В сравнении).

Воспитатель: Ребята, есть разница в выращивании пшеницы раньше сейчас ? В чем разница? ( Предполагаемые ответы детей: Раньше все делали вручную, теперь всю работу выполняют сильные сельскохозяйственные машины.)

Воспитатель: Как вы думаете, стало легче выращивать хлеб или наоборот тяжелее?

(Предполагаемые ответы детей: Сейчас легче выращивать хлеб, потому что помогают сильные машины).

Воспитатель : — Теперь мы можем поиграть. Предлагаю вам подняться возле стульчиков. Я буду называть профессии. Если услышите профессию, которая связана с хлебом, хлопаете в ладоши, если нет, то топаете .

Агроном, тракторист, учитель, воспитатель, пекарь, кондитер, комбайнер, менеджер, продавец, токарь.

Воспитатель: Вы очень внимательны, молодцы! Пожалуйста, займите свои места. Подумайте, чем занимается агроном? ( Предполагаемые ответы детей: Агроном проверят качество зерна. Агроном планирует будущий урожай. Агроном определяет сроки уборки урожая . Агроном о тбира е т сильные зерна . Агроном реша е т, когда сеять семена. Агроном реша ет, когда собирать урожа й. Агроном реша е т , когда готовить поля для посевов . )

Повторение слова агроном: хоровое, индивидуальное.

Воспитатель: Дети, мы с вами узнали, какой путь прошел хлеб, пока дошел до нашего стола. Теперь предлагаю стать исследователями. Подойдем к своим столам. На ваших столах лежат колосья пшеницы и ржи. Давайте вместе повторим слово колосок. (Спросить нескольких детей индивидуально) . Возьмите на руки только колосок пшеницы. Повторите: пшеница. А это – рожь. (Показываю). Покажите и вы колосок ржи. Скажем вместе: рожь. Давайте их р ассмотри м и сравни м . Посмотрите: они похожи. Предполагаемые ответы детей: Да, нет.) Чем они похожи? ( Предполагаемые ответы детей: У этих растений есть стебель . У них есть усики . У них есть зернышк и. Оба желтого цвета. О ни зерновые . ) А чем они отличаются? ( Предполагаемые ответы детей: Усики ржи длинные, а пшеницы – короче. Стебель пшеницы толще, чем стебель ржи) .

Воспитатель: Колосок ржи положите на край стола. Рассмотрим только колосок пшеницы. Попробуйте отшелушить в руках. (Перетираем). Работаем осторожно, потому что ости пшеницы колючие. Что внутри? Внутри зернышко. Сколько зернышек выходит из одного колоска? ( Предполагаемые ответы детей: У меня 5 зернышек. У меня 9 зернышек.) Спросить нескольких детей.

Воспитатель: Чтобы испечь одну булку хлеба, нужно около 10000 зерен пшеницы.

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, зернышко какое? Потрогайте их, что можно сказать об их величине, форме, цвете, поверхности? ( Предполагаемые ответы детей: Зернышко маленькое. Зернышко твердое. Зернышко гладкое. Зернышко овальное. Зернышко желтого цвета.)

Воспитатель: Да, действительно, зерна очень маленькие, поэтому их надо много, чтобы получить достаточно муки . (Показываю пшеничный хлеб и ржаной хлеб). Дети, посмотрите, этот хлеб испечен из пшеничной муки, а это – из ржаной муки. Они отличаются друг от друга? (Предполагаемые ответы детей: да.) Чем они отличаются? (Предполагаемые ответы детей: Пшеничный хлеб белый, а ржаной хлеб черный, серый, темный).

Воспитатель: Дети, предлагаю вам попробовать пшеничный хлеб. (Раздаю на шпажках белый хлеб). Теперь попробуйте ржаной хлеб. (Дети пробуют). По вкусу они похожи? (Предполагаемые ответы детей: Пшеничный хлеб вкусный, а ржаной хлеб кислый).

Воспитатель: Дети, хоть и ржаной хлеб кислый, он очень полезный. Ребята, предлагаю вам подойти к своим стульчикам. Как вы увидели, выращивание хлеба очень трудоемкая работа. Поэтому говорят «Не трудиться – хлеба не добиться» . Мы знакомились с пословицами о хлебе, о труде хлебороба. Я предлагаю вам поиграть в игру “Я начну, а ты продолжи” и вспомнить эти пословицы. А поможет нам мяч. Кому мяч достанется, тот называет конец пословицы. (Воспитатель говорит начало пословицы, дети – конец пословицы).

Не трудиться – хлеба не добиться.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи .

Кто не работает – тот не ест.

Без хлеба – нет обеда.

Будет хлеб – будет и песня.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как вы понимаете пословицу “ Будет хлеб – будет и песня ”. ( Предполагаемые ответы детей: Когда на столе есть хлеб, всем хорошо. Когда настоле есть хлеб, весело. Если ты сытый, настроение хорошее. Когда поешь, хочеся петь, веселиться.)

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам еще одну интересную игру. В схемах спрятались пословицы. Вы сможете их найти и сказать? Давайте попробуем.

Несколько пословиц показываю на экране схематически. Игра «Спрятанные пословицы»

Хлеб – наше богатство.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.
В о рту хлеб, в руках сила.

Не от росы урожай, а от поту.

Хлеб – всему голова.

Воспитатель: Очень хорошо знаете пословицы, молодцы! Дети, я вам расскажу один случай: как – то когда шла на работу, на земле увидела ломоть хлеба. Кто – то выбросил хлеб. Как вы думаете, правильно ли поступили? (Ответы детей). А почему вы так думаете? (Предполагаемые ответы детей: Хлеб нельзя бросать. Чтобы испечь хлеб, нужно много трудиться. Хлеб – всему голова.)

Как бы вы поступили? (Предполагаемые ответы детей: Я бы подняла хлеб и дала птицам. Я бы дал хлеб собаке. Я бы дал хлеб кошке. Я бы положил на муравейник.)

Воспитатель: Правильно, дети. Хлеб нужно беречь. Потому что хлеб – наше богатство. Давайте теперь составим красивый плакат о хлебе. Вам в этом помогут модель – схема, мои вопросы и вот эти рисунки. И нужно будет вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. (На доску вывешивается модель – схема составления синквейна).

О чем мы говорили? (О хлебе)

Хлеб какой? (Ответы) Мягкий, пушистый,

Еще какой? (Варианты ответов) Теплый

Для чего нужен хлеб? Есть

Как получаем хлеб? Печем

Как нужно относиться к хлебу? Беречь

Ребята, давайте мы с вами попробуем составить предложения со словом хлеб по этой модели. (Дети составляют предложения по модели с использованием геометрических фигур. Спросить у нескольких детей.)

Хлеб с чем сравнивается в пословицах? Солнцем, богатством.

Молодцы, ребята. Скажите, много интересного узнали на занятии?

После занятия я предлагаю вам слепить из соленого теста хлебобулочные изделия.

Тематическое занятие в подготовительной группе » Откуда хлеб пришел «

МБДОУ детский сад «Незабудка»

Тематическое занятие в подготовительной группе :

Подготовила воспитатель: Тищенко Т.Н.

Программное содержание:

— Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
— Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
— Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
-Закрепить знания детей о том, что хлеб — это один из самых главных продуктов питания в России.

Читать еще:  В каком из перечисленных субъектов рф выращивают чай

— Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

Предварительная работа: Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Оборудование: проектор, презентация «Откуда хлеб пришел», компьютер, картинки, тарелка с мукой, выпечка.

Обогащение словаря : чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод.

Воспитатель: Сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку;

Загадка про хлеб

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает — подгорелый.

Без него плохой обед,

Появляется мальчик хулиган. Он идёт и крошит хлеб.

Воспитатель (поднимает хлеб)

Серёжа, ты зачем хлеб бросил? Разве тебе не известно, как с хлебом надо обращаться? Безобразие!
Серёжа: Разве это безобразие? Я уже наелся и хлеб мне больше не нужен. Вот я его и выбросил.
Воспитатель:
Как тебе, Серёжа ,не стыдно! Хлеб – это самый дорогой продукт питания. Он очень трудно выращивается и печь его тоже очень трудно.

Серёжа: Кто? Хлеб трудно достаётся? Да пошёл в магазин, купил сколько хочешь и ни какой трудности.
Воспитатель : Ты, Серёжа, не прав и многого не знаешь оказывается.
Давайте, ребята, расскажем Серёже, о том, что хлеб – это самый дорогой продукт и как тяжело его вырастить. Серёжа, ты готов нас послушать и посмотреть? Тогда будь внимателен.

Воспитатель: Каждый день у нас на стол и в детском саду, и дома подаётся хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Белый, булки с изюмом, мягкий).

Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра: «А какой он, хлеб?»

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель: А хотите я расскажу, как он попал в магазин?

Воспитатель: Из зёрен получают муку. Но, чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?

Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. (слайд 3)

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель: Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). На поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?

Воспитатель: Что же делает комбайн? (слайд 4)

Дети: Собирает колосья.

Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд 5)
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?

Дети: На мельницу. (слайд 6,7)

Воспитатель: Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?

Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)

Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.
— Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Воспитатель: Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении?
Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека? А ведь во время войны многие люди умирали с голода, не имея даже чёрствой корочки хлеба. Поэтому хлебом надо дорожить.

Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб: (Показ ржаной муки и ржаного хлеба)

Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а что ещё, кроме хлеба, что еще можно испечь из такой муки?

Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари. (слайд 9)

Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель : Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.

Хлеб – всему голова . Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).

Воспитатель: — давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки- стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Воспитатель: Как нужно относится к хлебу?

Дети: Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. В России гостей уважительно встречали с хлебом и солью. (слайд 10)

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке,
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)

«Откуда хлеб пришёл?»

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи 😉

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector