Какого сорта вагонка лучше?

Сорта вагонки

Критерием отнесения вагонки к определенному классу (сорту) является допустимость дефектов, как природных, так и полученных на этапе деревообработки.

Выделяют 4 класса:

  • Экстра (Премиум), или “0” – самая качественная, без дефектов
  • A, или “1” — Тут могут встречаться мелкие светлые пятна от сучков, незначительные засмолки, легкая шероховатость.
  • B, или “2” — сучки могут иметь разные размеры. Но сквозные отверстия не допускаются.
  • C, или “3” — Самый дешевый материал. Но он недолговечен из-за многочисленных дефектов.

Допуски определяются отечественным ГОСТом (ГОСТ 8242-88) или западноевропейским стандартом DIN 68-126/86, ТУ. Кроме того, многие производители производят сортировку исходя из собственных Технических Условий. Например, сорт АВ, говорит о том, что то есть вагонка включает в себя допустимые дефекты в сорте А и В. Она стоит еще дешевле, чем В. Часто используют для отделки второстепенных помещений: коридоров, балконов и т.д.

Ниже приведены 2 сравнительные таблицы сортов евровагонки и вагонки, составленные на основе требований ГОСТ 8242-88 и DIN 68-126/86

Сорта евровагонки

Евровагонка сорта Экстра

Евровагонка сорта A

Евровагонка сорта B

Евровагонка сорта C

Допускаются здоровые сросшиеся сучки размером до 1/3 ширины без ограничений по количеству на всю длину доски

Допускаются: здоровые, сросшиеся и частично сросшиеся сучки размером до 1/2 ширины доски без ограничений по количеству на всю длину доски; здоровые, несросшиеся сучки размером до о1/3 ширины доски в количестве четырех штук на всю длину доски; выпадающие и выпавшие сучки диаметром до 20 мм только на кромках, не более двух на всю доску

Допускаются: здоровые, сросшиеся и частично сросшиеся сучки в любом количестве при сохранении целостности доски; здоровые, несросшиеся сучки размером до 1/2 ширины доски в количестве пяти штук на всю длину доски; выпадающие сучки с диаметром не более 20 мм и в количестве пяти штук на всю длину доски

Допускаются: торцевые трещины длиной до величины ширины доски и микротрещины; несквозные трещины длиной до 100 мм с обоих торцов

Допускаются торцевые трещины до 300 мм в направлении волокон

Допускаются: несквозные трещины длиной до 1/3 длины доски; сквозные трещины, в том числе до 300 мм по направлению волокон размером до 1/2 длины доски независимо от местоположения на поверхности доски

Сердцевина на лицевой стороне

Допускаются сердцевины шириной до 4 мм, не более 1/2 длины доски и максимум 20% в пакете.

Допускаются длиной до 1/2 длины доски

Допускаются размером до 6 мм, не более 2-х на длину доски

Допускаются длиной не более 50мм, до 3-х на всю длину доски

Односторонняя открытая прорость (вросшая кора)

Допускается не более 1/4 ширины доски

Допускается не более 1/2 ширины доски

Допускается размером 100х200 мм одна на всю длину доски при отсутствии остальных максимальных пороков

Допускаются незначительные дефекты строжки, в том числе шероховатость и мелкие вырывы на кромке в зоне сучков

Допускаются незначительные дефекты строжки, в том числе шероховатость и мелкие вырывы на кромке в зоне сучков

Допускаются дефекты строжки, не влияющие на сборку

Допускаются дефекты строжки, не ухудшающие стабильности и качества отделки

Допускаются изменения окраски до 10% поверхности у 10 % доски

Допускаются полосы розовые и синие выцветшие, синева не допускается

Допускаются: изменения окраски насколько позволяет отделка; синева на одной пласти несквозная до 2/3 поверхности детали

Допускается продольная покоробленность по кромке

Допускается продольная покоробленность по кромке

Червоточины и поражения насекомых

Допускается три червоточины на длину доски до 5% досок

Допускается до 10 % досок

Сорта вагонки

Вагонка сорта A

Вагонка сорта B

Вагонка сорта C

Допускаются только здоровые, сросшиеся круглые, овальные или продолговатые сучки диаметром до 1/3 ширины изделия

Допускаются: здоровые сучки любого размера; сучки с трещинами до 5 мм;частично сросшиеся сучки при срастании не менее 1/2 контура сучка. Не допускаются: небольшие повреждения на ребровых сучках (выщерблины на кромках) и единичные выпавшие ребровые сучки

Допускаются сучки любого типа, в том числе загнившие, гнилые, табачные и частично сросшиеся сшивные

Допускаются: пластевые несквозные трещины с выходом в торец длиной до 100 мм; пластевые сквозные без выхода в торец и на кромку трещины, образованные при усушке, длиной равной ширине доски с каждого конца

Допускаются: пластевые несквозные трещины длиной не более одной трети изделия; пластевые сквозные без выхода в торец и на кромку трещины шириной не более 1 мм и длиной не более одной четвертой изделия; пластевые сквозные с выходом в торец трещины длиной не более 150 мм с каждого конца и толщиной не более 1 мм

Допускаются: пластевые несквозные трещины без ограничений, но с суммарной длиной не более 80% изделия; пластевых сквозных без выхода в торец и на кромку трещин должно быть не более пяти на погонный метр; пластевые сквозные с выходом в торец трещины длиной не более 300 мм

Сердцевина на лицевой стороне

Допускаются местами длиной до 200 мм на погонный метр

Допускаются прикрытые смоляные кармашки размером до 3х20мм не более двух на погонный метр

Допускаются прикрытые смоляные кармашки и открытые смоляные кармашки длиной не более 50 мм

Односторонняя открытая прорость (вросшая кора)

Допускается шириной до 200 мм и длиной до 100 мм до 1 шт на изделие

Допускается твердая гниль общей площадью до 1/10 площади изделия

Допускается гладкая без рисок и ворсистости волнистость поверхности глубиной до 0,5 мм

Допускаются: вырывы, выхваты, запилы, вмятины, сколы, задиры и выщерблины глубиной менее 0,5 мм и площадью не более 15х300 мм не более одного на погонный метр; бахрома, ворсистость, непрострог площадью до 1/10 поверхности изделия; волнистость поверхности с отдельными ворсистыми участками глубиной до 1,5 мм

Допускаются: вырывы, выхваты, запилы, вмятины, сколы, задиры и выщерблины общей площадью не более 1/5 от площади изделия; бахрома, ворсистость, непрострог площадью до одной пятой поверхности изделия; волнистость поверхности

Допускаются пятна красной плесени и посинения общей площадью не более одной пятой площади изделия не более 10% объема

Допускается крыловатость с отклонением от плоскостности до 0,2% от длины изделия

Допускаются: продольная покоробленность по кромке со стрелой прогиба до 0,2% от длины изделия; продольная покоробленность по пласти со стрелой прогиба до 0,4% от длины изделия; поперечная покоробленность со стрелой прогиба до 0,5% от ширины изделия; крыловатость с отклонением от плоскостности до 0,35% от длины изделия

Допускаются: продольная покоробленность по кромке со стрелой прогиба до 0,4% от длины изделия; продольная покоробленность по пласти со стрелой прогиба до 0,6% от длины изделия; поперечная покоробленность со стрелой прогиба до 0,8% от ширины изделия; крыловатость с отклонением от плоскостности до 1% от длины изделия

Червоточины и поражения насекомых

Допускаются червоточины на площади не более 1/10 от площади поверхности изделия

© 2006 — 2020 Лесоруб. Карта сайта
Все виды пиломатериалов из натуральной древесины.

Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Что такое вагонка и ее происхождение

Вагонка — это современная обрезанная профилированная доска, с гребнями и пазами, используемая для защиты и отделки фасадов зданий и внутренней отделки помещений. Имеет правильную форму и разные типы соединительной конструкции. Вагонка универсальный материал, который используется для отделки стен и потолков жилых и подсобных помещений, бань, балконов мансардные комнаты. Вагонкой отделывают фасады зданий, чердаки.

Обширно использовать вагонку позволяет ее пазо-гребневая конструкция. Благодаря пазовому монтажу, деревянная вагонка способная достаточно хорошо расширятся впитывая влагу и усыхать отдавая влагу, не образует во время этих процессов щелей и выпуклых деформаций. Так же красивая текстура дерева, которая со временем не меняется, является еще одной причиной распространения вагонки в строительном Мире.

вагонкой отделывали пассажирские вагоны

Само называние материала говорит за себя. Вагонка стала массово использоваться в середине 19-го века, с целью внутренней отделки пассажирских вагонов и внешней отделки грузовых вагонов. В русско-язычном пространстве использование вагонки стало применятся в конце 19-го века, во время активного освоения Сибирских земель. Такому решению способствовали свойства легкого деревянного материала. Вагонка за счет расширения и замковой конструкции создает герметичный и дышащий микроклимат в пассажирском вагоне. А так же равномерно отдает накопленную влагу в прогретом помещении, увлажняя, таким образом, сухой воздух. В настоящее врем вагонка производится по всему Миру и имеет определенные стандарты и качество, соответствующее назначению и стране производителя. Всех достоинства этого натурального материала изложены ниже.

Виды и классы вагонки

Вагнока –это преимущественно деревянный материал, который разделяется на виды по разным классификациям: по степени обработки (по классу), по породе древесины используемой для производства, по типу пазового крепления, по размерам, по материалу ( не вся выгонка изготавливается только из дерева)

Виды вагонки по классу

По качеству древесного материала и степени обработки поверхности деревянную вагонку разделяют на:

  • Вагонка Экстра класса. Это вагонка изготовленная из бессучковой древесины, без каких либо трещин. Могут допускаться сучки для придания эстетичности, или намеренно встраивается в структуру профиля без вреда прочности материала. Такой сучек не должен иметь дефекты в виде трещин и сколов. В вагонке экстра класса допускается один сучек на один погонный метр. Профиль экстра вагонки не нуждается в дополнительном покрытии или обработке.
  • Вагонка класса А.Это вагонка менее качественной обработки в сравнении с материалом экстра класса. Однако не менее функциональная. Вагонку данного класса можно отличить по количеству сучков на погонный метр. Сучков должно быть не более 3 штук. Поверхность профиля и торцы могут быть с шероховатостями и мелкими микротрещинами. Материал изготовленный из хвойных пород древесины может иметь небольшую засмоленность до 10%.
  • Вагонка класса В. В материале этого класса допустимы выпадающие сучки и трещины на лицевой и торцевой поверхностях. Профиля могут быть изготовлены из любого слоя ствола дерева и с высоким уровнем засмолености. На поверхности такой вагонки можно обнаружить места поврежденные насекомыми. Может встречаться не ровная геометрия профилей.

Виды вагонки по древесине

Всю деревянную вагонку изготавливают из хвойных и лиственных пород древесины

  • Вагонка из хвойных пород дерева. Для производства вагонки используется в основном следующие породы: сосна, ель, лиственница, кедр. Каждая порода дерева имеет свои достоинства и недостатки. Подробней про свойствах лиственницы и про свойства сосны в строительстве. Вся вагонка из хвойных пород дерева характеризуется маслянистостью и смолистостью что, хорошо подходит для наружной отделки фасадов, мансардных этажей, чердаков, саун и бань. Смолистость такой вагонки препятствует и защищает строение от влажности. Характеризуется длительным сроком эксплуатации до нескольких десятилетий.
  • Вагонка их лиственных пород дерева. Основными лиственными породами дерева для производства вагонки являются липа, ольха и дуб. Так же каждая порода дерева имеет свои достоинства недостатки. Все лиственные породы вагонки объединяют общее свойство – это низкая теплопроводность, что хорошо для сбережения тепла в помещении, и то, что они не пропитаны природными смолами, а значит, боятся повышенной влажности и ее воздействия. По это причине вагонку из лиственных пород дерева рекомендуется использовать только для внутренней отделки помещений. Лиственная вагонка менее долговечна в сравнении с хвойной.

вагонка из ясеня

вагонка из тропического дерева

Виды вагонки по материалу

В настоящее время вагонку изготавливают из дерева и из пластика.

  • Вагонка из дерева. Обладает всеми свойствами породы дерева из которой она изготовлена. Общие технические характеристики деревянной вагонки изложены ниже в этой статье.
  • Вагонка из пластика. Это привычный всем, обычный «Пластик» которым отделывают санузлы, потолки ванных комнат, фасады жилых зданий, бытовых помещений. Основным положительным свойством пластика является сто процентная устойчивость к влажности и любому воздействию воды. Пластик сохраняет свои объемы, то есть не расширяется под воздействием влажности. Однако, как и дерево, пластик боится высоких температур, потому не рекомендуется пластик монтировать в помещениях, где может возникать воздействие высоких температур. Вторым минусом пластиковой вагонки является его сомнительная экологичность, которая может проявится при высоких температурах. Пластик гибкий и хорошо поддается очистке.

пластиковая вагонка на потолке

Виды вагонки по профилю

Отличия всех видов вагонки по профилю заключается в форме лицевой и тыльной сторон, размерах и конструкции замковых соединений. Каждый из видов активно используется в строительстве и ремонте в настоящее время.

По виду профиля различают следующие виды деревянной вагонки: Стандарт

виды вагонки по профилю

Техническая характеристика вагонки

В данном разделе приведены общие технические характеристики свойственные деревянной вагонке.

Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:

  • Госты по вагонке. Российский ГОСТ 8242-88 “Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства. Технические условия”. Актуален для российского производителя.
  • Размеры.

Размеры для стандартных видов вагонки: толщина: от 12 до 40 мм, ширина: от 76 до 200 мм, длина: от 0,2 м до 6 м, размер шипа от 4 до 5 мм.

Размеры для евровагонки: толщина: 13мм, 16 мм, 19мм, ширина: 80мм, 100мм, 110мм, 120 мм, длина: от 0,5 м до 6 000 мм, Размер шипа: 8-9 мм.

  • Породы деревянной вагонки. Изготавливается из хвойных, лиственных и тропических пород красного дерева. Самой востребованной является вагонка из хвойных пород дерева. Самая дорогостоящая вагонка из тропических пород дерева. Для внутренней отделки помещений хорошо подходят лиственные породы дерева.
  • Теплоизоляция низкая. Вагонка способствует удержанию тепла в помещении, но на нее не стоит рассчитывать как на утепляющий материал. Дышащее дерево имеет теплоизоляционные свойства , но для эффективного удержания тепла толщина деревянного профиля, должна быть не менее 100 мм, сравнимо с толщиной бруса.
  • Замковые соединения.Замковые соединения всех видов вагонки, в разных ее вариациях представляют собой конструкцию шип-паз.
  • Долговечность. Вагонка качественной обработки и при соблюдении простых правил ухода, прослужит без потери привлекательности и свойств не менее 50 лет.
  • Прочность.Зависит от породы дерева. В целом деревянная вагонка достаточно прочна и устойчива к механическим повреждениям. В частности вагонка из лиственницы, с годами приобретает такую прочность твердость, что в нее с трудом можно забить гвоздь.
  • Вес вагонки. В среднем квадратный метр вагонки 6,5 -7 кг. Но для каждой породы дерева имеются свойственные ей весовые показатели. Вот некоторые из них: вес квадратного метра вагонки из ольхи – 6,4 кг, из сосны – 6.5 кг, из осины – 7 кг, из ясеня – 11 кг.
  • Горючесть. Деревянная вагонка – это горючий материал, который боится высоких температур. Подвержен достаточно быстрому возгоранию под воздействием высоких температур, поддерживает горение. Дополнительно, с целью уменьшения горючести поверхность вагонки обрабатывают специальными антигорючими маслами. Благодаря этому продолжительное время возникает эффект самозатухания.
  • Гигроскопичность. Деревянная вагонка, при продолжительном воздействии влажности достаточно хорошо ее впивает и равномерно отдает. Конечно у каждой породы древесины, своя степень гигроскопичности. Однако на ее внешнем виде это не отражается. Даже расширенная и впитавшая значительное количество воды вагонка не пучится и не меняет смонтированную структуру. Это связано со способом крепления шип-паз, структурой которого предусмотрен допуск для расширения древесины. Если вагонка смонтирована должным образом, то временная повышенная влажность ей не повредит.
  • Коэффициент расширения. Зависит от породы древесины, которая использовалась для производства вагонки. Для его определения следует смотреть коэффициенты каждой из интересующих пород древесины отдельно.
  • Сфера использования вагонки. Подходит и используется для внутренней отделки жилых и нежилых помещений: бытовок, бань, технических помещений, мансардных этажей. Для внешней отделки фасадов, фронтонов, террас. Служит как защитой от воздействий изменения погодных условий, так и для придания эстетичности внешнего вида помещению зданию.
  • Экологичность и приятный запах. Деревянная вагонка на сто процентов экологически чистый, природный материал. Вагонка из хвойных пород дерева, выделяет специальные масла и микроэлементы, которые оказывают благотворное воздействия на органы дыхания и самочувствие в целом. Ей можно смело отделывать детские комнаты, санаторные и оздоровительные помещения. Запах натурального дерева в любом помещении способствует хорошему состоянию и настроению.
  • Доступная стоимость. Стоимость вагонки варьируется от самой доступной для бюджетных отделок до дорогостоящих красных пород дерева и отборных изделий из лиственницы и дуба. Стоимость зависит от породы дерева и уровня обработки вагонки. В целом, этот отделочный материал доступен любому потребителю. Ведь даже самая дешевая вагонка будет хорошо выполнять свои функции и иметь красивый внешний вид.

Вагонка –это многофункциональный, экологичный и всем доступный материал внешней и внутренней отделки. Материал обладает привлекательным видом натурального дерева и является хорошей альтернативой большинству отделочных материалов.

Добавить комментарий Отменить ответ

Фундамент из шлакоблока своими руками. Плюсы и минусы фундамента из шлакоблока

Дома из кедра. Плюсы и минусы. Уход за кедровыми домами.

Кедр в строительстве. Характеристика пиломатериалов из кедра.

Вагонка ее виды. Свойства вагонки.

Сайт работает на WordPress | Тема: Head Blog

Как правильно подобрать вагонку

Вагонка, или деревянный сайдинг из досок, пришла в архитектуру еще в те времена, когда судостроение было деревянным. Именно из него был взят метод наложения внешних досок друг на друга внахлест, чтобы дождевая вода могла беспрепятственно скатываться вниз.

Сам термин родился от немецких бочковых досок, поэтому неудивительно, что первая вагонка была немного изогнутой под диаметр бочки. Со временем для лучшего прилегания стали использовать фаску, а затем перешли к современному типу соединения шип-паз.

Преимущества деревянной вагонки

Основных видов материалов для сайдинга три: дерево, металл и пластик (к ним еще примкнул цемент, но он менее популярен). Деревянная вагонка среди них имеет следующие преимущества:

  1. Малый вес. Это ведет к более дешевой транспортировке и отсутствию необходимости укреплять фундамент, что также могло влететь в копеечку.
  2. Ремонтопригодность. Замена поврежденной доски занимает меньше времени и сил, чем у других типов сайдингов.
  3. Экологичность. Пластиковые сайдинги могут вредить здоровью (например, при использовании в жарком климате при нагреве они могут выделять соединения хлора), так как не всегда производители и продавцы следят за качеством изделий.
  4. Внешний вид. Качественный деревянный сайдинг повышает привлекательность вашего дома и может повысить его цену при перепродаже.

Впрочем, есть у деревянной вагонки и минусы. Она дороже пластиковой (правда, и прослужит дольше), способна поддерживать горение (этот недостаток можно устранить противопожарной пропиткой), требует регулярного ухода и уязвима для влаги, плесени и насекомых. Правда, и эти проблемы можно решить соответствующей обработкой и правильным монтажом.

Долговечность вагонки зависит от климата. Холодные зимы лучше, чем теплые, поскольку чем выше температура, тем быстрее сохнет дерево. Хуже всего нестабильный климат, так как заморозки и оттепели влияют на древесину сильнее.

Чем отличается обычная вагонка от евровагонки

Отличия российской вагонки от зарубежной, в основном европейской – в технологии производства и требованиям к качеству. Как правило, евровагонка имеет более четкую геометрию и более широкий шип, что позволяет избежать изменений профиля под воздействием влаги и температуры и, следовательно, появления трещин.

Также различия могут заключаться в других размерах – каждый производитель и каждая страна могут использовать свой формат.

Помимо этого, евровагонка хранится на складах с тщательно выверенной температурой, что гарантирует хорошую просушку.

Какого размера нужна вагонка

Размерностей, интересующих нас, три: длина, ширина и толщина. В первую очередь определитесь, вертикальный у вас будет сайдинг или горизонтальный, и померьте длину стен – это даст вам длину вагонки. Старайтесь рассчитать все так, чтобы получалось как можно меньше отходов, ведь это ваши деньги.

Ширина не так критична, как длина, и может быть практически любой. Однако помните, что чем шире доска, тем более она восприимчива к нагрузкам – а значит, больше шанс ее деформации или поломки.

Толщина вагонки зависит от условий эксплуатации: внутри помещения можно обшить стену самой тонкой, на внешней стене дома лучше взять доску потолще: она и прочней, и лучше прижимает утеплитель (если вы его, конечно, используете). О том, как избежать брака при монтаже вагонки поверх утеплителя, читайте ниже.

Какая-древесина-лучше» class=»page-contents-link»>

Какая древесина лучше

Выбор типа древесины обусловлен не только вашим бюджетом (цены разных пород деревьев могут отличаться в 2-3 раза), но и местом использования вагонки. Используются, например, следующие виды:

  1. Сосна. Самый доступный, в том числе по цене, сайдинг. Хорошо обрабатывается и окрашивается. Однако бывает трудно найти сосновую доску без сучков, что может подпортить внешний вид.
  2. Ель. Похожа по характеристикам на сосну, однако из нее можно изготовить более длинные доски. Так же, как и сосновый сайдинг, не защищена от гниения, так что обязательно должна быть обработана соответствующими составами перед установкой.
  3. Кедр. Хорошо окрашивается, более устойчив к действию влаги, не так вкусен для насекомых и противостоит гниению. Вместе с тем это один из самых дорогих материалов.
  4. Красное дерево. Противостоит усадке, требует меньшего ухода, содержит мало смолы. Также один из самых дорогих материалов.

Какой-профиль-вагонки-лучше» class=»page-contents-link»>

Какой профиль вагонки лучше

Профилей вагонки на рынке много: каждый производитель хочет выделиться среди конкурентов, что ведет к обилию профилей сечения, размеров и форм замка, качества лицевой и задней поверхности и другим параметрам доски.

В основном отличия заключаются в профилях:

  1. Обычная вагонка. После монтажа заметен шов между досками.
  2. Софтлайн. Вагонка с закругленными углами. Больше подходит для отделки внутренних помещений, в том числе саун и бань.
  3. Штиль. Тип с менее заметным швом, нежели у обычной вагонки. Может быть как с закругленными углами, так и с обычными.
  4. Блокхаус или брус. Имитация бревна или бруса соответственно – скругленная или плоская со скошенными углами лицевая сторона.

Особое внимание обратите на наличие на тыльной стороне вентиляционных каналов вдоль всей доски. Если вы используете вагонку внутри отапливаемого помещения и отсутствием влаги между ней и стеной, то вентканалы не так уж необходимы. Однако в помещениях неотапливаемых, с повышенной влажностью (например, в бане) или на открытом воздухе такие прорезы обязательны. Они увеличивают срок службы древесины и облегчают уход.

Какой сорт вагонки лучше выбрать

В настоящее время производство российской вагонки регулируется ГОСТ 8242-88 («Детали профильные из древесины и древесных материалов для строительства»), а в Европе действует немецкий стандарт DIN 68126/86.

Вся произведенная продукция разделяется на четыре сорта:

  1. Премум (или экстра). Сучки и трещины отсутствуют, дефекты могут присутствовать только на обратной стороне.
  2. Класс А. Отличается от премиума доспустимостью одного сучка диаметром не более 10 мм на один погонный метр вагонки, а также небольших несквозных трещин.
  3. Класс В. Количество сучков не ограничено, а их размер может достигать трети ширины доски. Также могут присутствовать карманы и сквозные трещины.
  4. Класс С. Вся остальная вагонка с дефектами как на лицевой, так и на тыльной стороне.

При покупке не сильно обращайте внимание на маркировку, потому что производители любят пользоваться собственными техническими условиями, которые могут обеспечивать неудовлетворительное качество. Поэтому обязательно сами оцените качество древесины. Что же касается выбора сорта, то вагонку класса С обычно используют в подсобных помещениях (сарай, гараж и так далее). Для внутренней отделки жилых помещений или бань и саун она обычно не применяется.

Более подробная информация по дефектам приведена в таблице ниже.

Дефекты

Сорт А

Сорт В

Сорт С

Сучки

Недопустимо – вывалившиеся сухие сучки.

Допустимо – живые, срастившиеся сучки без лимитации, повреждения на сучках на торце, незаметные на обратной стороне, сколы на сучках на пазе на нижней кромке.

Допустимо – отсутствующие сучки до 20 мм диаметром числом две штуки на всю поверхность доски.

Допустимо – дырки диаметром более 20 мм.

Трещины

Допустимо – на срезе размером с ширину ламели и микротрещины.

Допустимо – на срезе размером до 300 мм вдоль волокон

Допустимо – в том числе сквозные

Сердцевина

Допустимо – объемом не более половины длины ламели из расчета не более чем 20 % ламелей в упаковке.

Креневая древесина (древесина под корой)

Допустимо в небольшом объеме.

Допустимо, если не влияет на качество монтажа

Смоляные кармашки

Допустимо – размер до 6 мм в диаметре и в количестве не боле двух штук на всю длину доски.

Засмоленные участки у сосны

Допустимо – немного засмоленные участки не более чем у 10 % досок в упаковке.

Прорость (заросшая рана с щелевидной полостью)

Допустимо, если не превышает половину ширины ламели.

Поражение насекомыми

Допустимо три очага на одну ламель из расчета не более 5 % пораженных ламелей в упаковке.

Гниль

Посторонние оттенки

Допустимо – до 10 % площади лицевой стороны у 10 % ламелей в упаковке, без синевы.

Допустимо – розовые и блекло-синие полосы, без синевы.

Обработка

Допустимо – незначительные дефекты строгания, в том числе шероховатость и мелкие вырывы в кромке в зоне сучков.

Допустимо – дефекты строгания, не влияющие на процесс монтажа.

Допустимо – дефекты строгания, не ухудшающие прочностные характеристики и внешний вид.

Как отличить вагонку низкого качества

Основных причин, которые могут испортить вагонку, всего две.

  1. Неправильные условия хранения. Если не обеспечены требования по влажности, то древесина будет впитывать воду и впоследствии при сушке изгибаться.
  2. Плохая распиловка. Косые торцы, неравномерная длина, кривые пальцы – все это может стать неприятным сюрпризом.

Перед покупкой обязательно посмотрите качество вагонки, которую вы покупаете. Если у вас большие объемы, а убедиться в качественности нет возможности (например, изделия замотаны в стрейч-пленку), то купите на пробу одну упаковку. Если все в порядке, просто докупите оставшееся количество, а если качество не устроит, вы не потеряете деньги.

Как избежать брака при монтаже

Иногда количество досок берется впритык, и потом приходится еще раз ехать в магазин, потому что часть сайдинга при крепеже испортилось. Как свести такой брак к минимуму?

  1. Используйте крепеж достаточной длины. Самая распространенная причина, по которой вагонка трескается в местах крепежа при использовании ее поверх утепления – это слишком короткие гвозди. Со временем они из-за тепловых и водных воздействий ослабевают, и вся конструкция начинает расшатываться, нарушая целостность соединения.
  2. Убедитесь, что гидроизоляция сделана правильно – тогда вода не будет портить сайдинг. Вторая по частоте брака причина – конденсат, намерзание льда или дождевая вода между стеной и вагонкой.
  3. Убедитесь, что доски правильно хранились, то есть хорошо высушены, на них нет большого количества заболони (слоя дерева непосредственно под корой – в этом случае высок риск перекручивания доски). Слишком тонкие и слишком широкие доски испытывают большие нагрузки и для них выше шанс повредить их при монтаже.

-Советы-по-уходу» class=»page-contents-link»>

Советы по уходу

Помните, что если вы используете вагонку на открытом воздухе, то ее нужно обязательно загрунтовать, покрасить или покрыть лаком, иначе уже через несколько лет доски начнут гнить, плесневеть и разрушаться. Обновляйте защитный слой каждые несколько лет, чтобы предотвратить порчу сайдинга. Не забывайте про торцы, которые особенно уязвимы для погодных воздействий из-за более шероховатой поверхности – обработайте их герметиком. Другие средства не подойдут, так как волокна с торца впитывают жидкость в 250 раз быстрее, чем они же, распиленные вдоль, и ваша защита просто уйдет вглубь и перестанет работать.

Также помните, что защищать доску нужно со всех сторон, в том числе и с той, которой она крепится к дому. В противном случае конденсировавшаяся вода быстро всё испортит.

Рекомендуется перед покраской грунтовать вагонку, так как это обеспечивает дополнительный защитный слой, да и краска будет лучше ложиться.

Если произошла протечка жидкости (от дырки в крыше во время дождя или при аварии на водопроводе и канализации), не забудьте проверить состояние сайдинга. Помимо прямого повреждения водой, на вагонке может завестись плесень.

Как уничтожить плесень на вагонке

Плесень не просто выглядит неэстетично – она чревата поражениями кожи, отравлениями, ринитом, бронхитом и тому подобными малоприятными вещами. Так что если вы заметите на сайдинге подозрительные пятна, то самый простой способ их удалить – обработать колонию уксусом, ведь даже 5 % раствор уксуса способен убить 99% процентов бактерий и 80 % вирусов. Так что просто возьмите ручной пульверизатор и как следует полейте «дорожки» плесени. Также можно использовать 3 % раствор перекиси водорода. Другой распространенный способ – использование отбеливателя (стакан на литр воды или же литр средства на три литра воды).

После обработки оставьте средство на плесени на несколько часов, а затем тщательно соскребите и помойте водой с мылом. Убедившись, что видимая плесень исчезла, обработайте место локализации антигрибковой грунтовкой (при необходимости – несколько раз), и, если есть желание, заново покрасьте «пораженный» участок.

Вагонка. Виды и применение. Сорта и материал. Особенности

Вагонка – это обшивная доска имеющая соединение шип-паз, применяемая в качестве финишного отделочного материала. Своим названием изделие обязано изначальным применением исключительно для обшивки железнодорожных вагонов.

Материалы для изготовления вагонки
В зависимости от материала производства, разделяют 2 вида вагонки:
  1. Деревянная.
  2. Пластиковая.

Классической является именно деревянная вагонка. Для ее изготовления применяется древесина хвойных и лиственных пород. Чаще всего ее делают из сосны, ели, лиственницы, дуба, бука, липы. Она может иметь различный внешний вид профиля, ширину и длину.

Для вагонки из дерева характерно:
  • Натуральный внешний вид.
  • Экологическая безопасность.
  • Запах дерева.
  • Теплая поверхность.
  • Склонность к гниению.
  • Высокий риск коробления при сильных колебаниях влажности.
  • Усыхание.
  • Необходимость в пропитке или покраске.

Для изготовления пластиковой вагонки применяется ПВХ. Изделие поставляется в продажу длиной 3, 4 и 6 м. Его ширина колеблется в пределах 10-55 см. Материал может применяться для выполнения внутренней и наружной отделки. Он лишен недостатков древесины, но имеет слабые стороны, которых нет у дерева.

В целом в характеристике вагонки из ПВХ можно отметить:
  • Идеальная геометрия.
  • Отсутствие наружных дефектов.
  • Устойчивость к влажной среде.
  • Отсутствие необходимости покраски или пропитки.
  • Невысокая механическая прочность в сравнении с древесиной.
  • Небольшая масса.
  • Минимальное температурное расширение.

Сферы применения деревянной и пластиковой вагонки

В целом оба материала имеют одинаковую сферу использования. Их применяют для обшивки фасадов, стен внутри помещения, потолков, а также сборки тонких перегородок. Однако сфера применения каждого отдельного вида вагонки сильно ограничена. Изделие для обивки потолков очень тонкое, поэтому не подходит для стен, а тем более для фасадов. В то же время фасадная доска чрезмерно крепкая и зачастую грубая, поэтому ее использование внутри помещения финансово необоснованно или эстетически нецелесообразно.

Единственным исключением при использовании вагонки является ее монтаж в бане и сауне. Для этих целей применяются только деревянные доски. Несмотря на склонность древесины к деформации во влажной среде, она имеет высокую температурную устойчивость. Материал же из пластика теряет форму при нагреве, также бытует мнение, что при воздействии горячего воздуха ПВХ выделяет вредные испарения. Последнее утверждение верно, но при гораздо большем нагреве, чем это наблюдается в банях и саунах.

Чем отличается обычная деревянная вагонка от евровагонки

При покупке вагонки в ее наименовании можно встретить надпись «евровагонка». Это материал более высокого класса, который производится на том же оборудовании, что и обычная вагонка. При этом во время его производства осуществляется более строгий контроль качества.

Для изготовления обычной вагонки применяется ГОСТ, который был принят еще во времена СССР. В результате это изделие не отвечает современным требованиям отделки.

В первую очередь для этого ГОСТа характерно:
  • Высокая влажность на уровне 20-25%.
  • Ворсистая часто плохо простроганная поверхность.
  • Узкие соединения шип-паз.
  • Наличие большого количества элементов с существенными сколами, смоляными карманами, синевой и сучками.

Поскольку для изготовления такой вагонки применяется откровенно сырая древесина, то готовое изделие после монтажа сильно усыхает. Отдельные элементы сужаются настолько, что их шип выходит из паза соседней доски. В результате на поверхности просматриваются темные зазоры.

На фоне столь существенных недостатков обычной вагонки евровагонка смотрится материалом более высокого класса. В первую очередь это связано с его производством по европейскому стандарту DIN 68126/86.

Согласно этому стандарту к материалу выставляются следующие требования:
  • Уровень влажности 10-15%.
  • Широкий шип.
  • Наличие вентиляционных канавок.
  • Деление продукции на 4 сорта.
  • Отсутствие ворса на лицевой стороне.

Низкая влажность евровагонки минимизирует искривление доски после монтажа. Кроме этого даже если изделие и усохнет, то это будет малозаметно. Сужение скрывается широким шипом. Если доска сужается, то при ее втягивании из паза приоткрывается часть шипа, поэтому сквозные щели не появляются.

Евровагонку разделяют на сорта по внешним факторам. Чем выше сорт, тем дороже стоимость. При этом дорогой материал не имеет существенных дефектов, поэтому смотрится безупречно.

Сорта вагонки

Вагонка из пластика не разделяется на сорта. Она просто бывает глянцевой, матовой, гладкой или рельефной. Также с недавних пор можно встретить ПВХ вагонку с декоративным покрытием под сатин, ткань, натуральную кожу.

Вагонку из дерева делят на 4 сорта:
  • Экстра.
  • Первый или А.
  • Второй или В.
  • Третий или С.

Экстра – это материал премиум класса. Такая доска имеет безупречную поверхность. На 1 м.п. вагонки допускается наличие только одного здорового светлого сучка. Изделие может иметь смоляные карманы, но смола из них вычищается, а углубление заполняется шпаклевкой. После этого отремонтированное место зашлифовывается. В связи с этим для составления партии экстра, из десятков досок выбирают только несколько из них. Столь тщательная сортировка требует и соответственной оплаты, поэтому стоимость данного материала на порядок выше.

Для вагонки 1-го сорта отбирается доска с 2-3 сучками на 1 м.п. Каждая десятая доска в упаковке может иметь отклонения по тону до 10%. На лицевой части допускается наличие микротрещин.

При сортировке вагонки 2-го сорта отбираются доски, у которых имеются 1-2 выпадающие сучки на 1 м. Кроме этого они могут иметь трещины на лицевой поверхности длиной до 30 см. Допускаются торцевые трещины. До 5 % материала в упаковке может иметь следы поражения насекомыми. Доска имеет смоляные карманы, отличия по тону.

Вагонка 3-го сорта имеет самые существенные дефекты. При этом они не должны снижать механическую прочность доски. На ее лицевой поверхности могут быть выпавшие сучки диаметром до 2 см, смоляные карманы, отверстия от короеда, перепады по цвету, заболонь и пр. Также в данный класс относят вагонку без природных дефектов, но со сколами или прочими повреждениями от неаккуратного распила.

Свойства деревянной вагонки в зависимости от древесины

Вагонку изготовляют как из хвойных, так и лиственных пород древесины. Для последних характерно наличие в составе эфирных масел и смол, что препятствует впитыванию влаги, развитию грибков. В связи с характерным запахом такие доски чаще всего используют для наружной отделки. Однако считается, что хвойный запах положительно влияет на органы дыхания, поэтому такую вагонку традиционно применяют для обивки бани изнутри. В связи с кратковременным в ней нахождением наличие запаха хвои не раздражает так сильно, как в жилом помещении.

Вагонка из твердых пород не имеет смоляного запаха. При этом она гораздо хуже противостоит влажной среде. В связи с этим материал применяется только для внутренней отделки, за редким исключением. Лиственная древесина более плотная, поэтому является хорошим теплоизолятором. При ее применении в банях, поверхность стены меньше разогревается, но на практике это не столь ощутимо для органов чувств человека.

Хвойные деревья для производства вагонки
При изготовлении вагонки применяются хвойные деревья:
  • Ель.
  • Сосна.
  • Лиственница.
  • Кедр.

Ель не имеет ярко выраженных узлов. Доска из нее смотрится красиво и не имеет существенных дефектов. Мягкость древесины позволяет ее обрабатывать фрезой для получения сложного профиля. Ель сильно впитывает влагу, поэтому сразу после монтажа нуждается в обработке.

Для вагонки из сосны характерна самая низкая стоимость. Это связано с высокой распространенностью такой древесины. При этом нельзя сказать, что она существенно хуже более дорогих хвойных пород. Такая доска легкая, почти не трескается при вбивании гвоздей или скоб. Из сосновой вагонки выделяется смола, особенно на сучках. Это произойдет даже если окрасить доску. Дерево на протяжении нескольких лет выталкивает из себя смолу, которую нужно будет снимать, и подкрашивать потертое место.

Лиственница очень теплая и имеет особенный древесный рисунок. По мере высыхания ее прочностные характеристики возрастают. Доска имеет красноватый оттенок. Присутствующие в ней смолы отпугивают вредителей.

Наиболее ценной считается кедровая вагонка. Она очень прочная, теплая, износоустойчивая. Считается, что запах кедра действует оздоравливающе на легкие человека. Одним из неоспоримых его достоинств является отпугивание комаров. Москиты не любят кедровый запах и не залетают в помещения с такой обшивкой.

Лиственные породы
Для изготовления вагонки применяются лиственные деревья:
  • Липа.
  • Ольха.
  • Дуб.

Липовая доска достаточно мягкая, поэтому ее нельзя применять в помещениях, где на обшивку возможно механическое воздействие. Это недорогой материал, который со временем темнеет. При его первой покраске или пропитке нельзя экономить и использовать дешевое средство.

Доска из ольхи выделяет в воздух испарения дубильных веществ, которые положительно влияют на здоровье человека. В связи с этим такую вагонку используют для обивки спальных комнат. Благодаря плотности древесина выступает звукоизолятором, хорошо утепляет.

Дубовая вагонка самая дорогая из класса лиственной вагонки. Она самая прочная и долговечная. Поверхность вагонки имеет благородный внешний вид и глубокий цвет. Поэтому при ее покрытии обычно применяются бесцветные пропитки.

Похожие темы:
Стеновые панели. Виды и применение. Материал и особенности
Отделочные материалы. Виды и особенности. Применение
ПВХ панель. Виды и применение. Плюсы и минусы. Декор и особенности
Сайдинг. Виды и монтаж. Плюсы и минусы. Применение и особенности
Паркет. Виды и рисунок. Устройство и категории. Плюсы и минусы
Ламинат. Устройство и применение. Плюсы и минусы. Классы

Информационно-познавательный сайт. Инструмент и приборы, техника для дома и другие устройства.

Публикация материалов сайта возможна только после разрешения администратора и при указании полной активной ссылки на источник.

Читать еще:  Какой сорт жимолости лучше?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector