Как люди выращивают хлеб собирают урожай картинки?

Как люди выращивают хлеб собирают урожай картинки?

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Как выращивают хлеб».

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с трудом хлеборобов в старину и в наше время, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
  2. Закрепить знания детей о различных видах и сортах хлеба, и о народных пословицах и поговорках.
  3. Развивать ручные умения при лепке хлебобулочных изделий, активизировать словарь: щедрая, каравай, изобильная, агроном, пекарь.
  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Материал: иллюстрации природа России; картинки хлебобулочных изделий; хлеб черный, белый, разные булочки; Д/и «От зернышка к колоску»; схема «Как хлеб на стол пришел» в старину и в наше время; готовое соленое тесто; стеки, доски, салфетки.

Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением природы России. Родина… Это край, где мы живем. Это наш город, улица, дом, лес, это все то. Что нас окружает. Россия – страна в которой мы живем, она наша Родина. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря.

Широки у нас поля

Щедрая моя земля!

Ребята, а что значит щедрая земля?

Дети: отвечают на вопрос.

Воспитатель: земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав. Да ребята, и все эти богатства дарит людям земля. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Правильно, рыба-водица, Ягода – трава. А хлеб, как говорится,

Воспитатель: К хлебу нужно относится свято, бережно, ведь он достается тяжелым трудом. А вот в старину хлеб можно было брать только чистыми руками, нельзя было выбрасывать. А если уронили, обязательно надо было поднять и поцеловать. А кто знает, как называют хлеб который пекут к празднику?

Дети: Каравай (рассматриваем иллюстрацию каравая).

Воспитатель: Вот, он каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Ребята, а из чего пекут хлеб? А из чего муку получают? Да мука бывает пшеничная и ржаная.

Воспитатель: Что выпекают из пшеничной муки? Как называются хлебобулочные изделия?

Дети: белый хлеб, булочки, печенье, баранки, батоны.

Воспитатель: а еще из пшеничной муки делают манную крупу, смолов ее не очень мелко. А вот из ржаной муки пекут черный хлеб.

А давайте поиграем в игру «От зернышка к колоску» и вспомним, что необходимо для жизни и роста растений (раскладываем по порядку картинки 1-посадили зернышко. 2-солнце пригревает, дождик поливает и т.д.)

Воспитатель: Молодцы справились с заданием. А вы хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб? (воспитатель рассказывает используя иллюстрации. В те далекие времена лесов было больше чем теперь и люди сначала срубали деревья, выкорчевывали пни, затем поле вспахивали лошадью и засевали, сеяли зерно не машины, а люди разбрасывали горстями зерно. Когда колосья вырастали, мужчины брали косы, женщины серпы колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды. Затем каждый колосок молотили цепями, очищали от шелухи. Складывали в мешки и убирали в амбары для хранения зерна).

А сейчас давайте поговорим, как в наше время выращивают хлеб :(воспитатель рассказывает, используя иллюстрации. Сейчас люди не работают вручную, за них все делает современная техника, хлеборобы готовят почву к посеву, затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. За ростом всходов следит агроном. Когда зерно созрело, начинается жатва. На поля выходят комбайны, они срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву ссыпаются в бункер комбайна. Зерно везут на элеватор, на мукомольный завод ,где делают муку. А муку везут на хлебокомбинат, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.Готовые изделия доставляют в магазины).

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки, посвященные хлебу? Давайте вспомним их.

Дети: Без хлеба – нет обеда.

Много света – много хлеба.

Будет хлеб – будет и песня.

Не трудиться – хлеба не добиться.

У народа есть слова – хлеб всей жизни голова.

Воспитатель: Да, ребята и сейчас труд хлеборобов по-прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы с вами могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!

Воспитатель: А хотите вы побывать пекарями? Мы сейчас будем стряпать различный хлеб и хлебобулочные изделия, из соленого теста, для игры в магазин. Согласны? Надевайте фартучки, косынки. Каждый из вас выберите, какие изделия вы хотите слепить. Делите тесто отщипыванием или используйте стеки.

Выбрали, посмотрите какими приемами можно лепить: отщипывание, скатывание, сплющивание, надавливание, размазывание. Бублик – скатать тесто в колбаску или в палочку и соединить кончики прищипом; косичку – скатать две палочки и сплести их в косичку; батон — скатать тесто уменьшая края и увеличивая середину, сделать сверху надрезы, блины и оладьи сплющивая тесто и т.д.

Кто слепил, складывайте свои изделия на поднос и вместе отнесем в духовой шкаф для выпекания. Ой, какие молодцы слепили разные изделия, как настоящие пекари. Вот и закончилось наше знакомство с хлебом! Вам понравилось? Очень хорошо.

Тема: Знакомство с трудом хлеборобов.

Автор: Чигина Елена анатольевна

НОД: Тема: Знакомство с трудом хлеборобов.

Цель : Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба.

Воспитывать уважение к людям труда.

Основная образовательная область : познавательное развитие.

Интегрированные образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Планируемые результаты: сформированы у детей представления о ценности хлеба;знают о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей; знают о профессиях пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; бережно относятся к хлебу.

Наглядные средства обучения :– Колоски пшеницы и ржи (можно картинки), демонстрационные картинки с изображением различных работ в поле; черный хлеб; презентации о хлеборобах и хлебе.

Методы и приёмы: наглядные (просмотр презентации о хлебе); словесные (чтение стихотворения, загадок, пословиц, рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассказы детей); игровые (физминутка, игра); практические ( угощение)

Обогащение словаря : хлеборобы, злаки.

Активизация словаря : зёрна пшеницы и ржи, яровые, хлеборобы, тракторист, комбайнер, элеватор, хлебозавод.

ХОД НОД Дети заходят и встают полукругом.

— Сегодня вы узнаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине, познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают.

— Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.) А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)

Дети подходят к столам с подносами на которых лежит зерно.

— Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах, на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.)

На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

— А как выглядят эти растения? (Ответы детей) Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.

Читать еще:  Какие комнатные цветы можно выращивать на южных окнах?

— Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный.

— А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него короче и зернышки круглее.)

— Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова, подумайте какие … – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают злаки?

Пашут каждую весну,

Сеют, жнут, ночей не спят

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Давайте ребята посмотрим на наш экран.

дети садятся на стулья

Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой.

— Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.)

2 слайд . (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.) Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

— На распаханное поле выходят другие машины – сеялки.

Они сеют зерна в землю.

Физкультминутка. «Колосок растёт» Предложить детям встать.

Ребята , давайте немного отдахнем:

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. ( Дети садятся на корточки)

-Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх)

-Колоски тянутся к солнышку. (Дети напрягают руки)

-Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются роняют голову, опускают руки , плечи, туловище опускается на пол.)

-Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в море. (Дети выполняют плавные наклоны)

-Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки плавно разводят в стороны )

-Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.

И на поле выходят другие машины – комбайны. Посмотрите на картину. (Выставляет картину с изображением комбайна.) «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» — есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

.-Что же делает комбайн? (Предположения детей.) Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины.

6 слайд — Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор — это зернохранилище для очистки и сушки зерна.

7 слайд -После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.. Там их растирают – мелют. Получается мука. А работает на мельницы (Мукомол)

8 слайд — Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.) Там из муки делают тесто и выпекают хлеб, печет хлеб (Пекарь)

9слайд — Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.). А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

12 слайд — Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами, их труд самый уважаемый.

. Играс мячом «»Откуда хлеб пришел»

(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)

Цель: упражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.

Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.

Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.

Что делают в пекарне? (пекут хлеб);

Хлеб пекут из чего? (из муки);

Из чего получают муку? (из зерна);

Откуда зерно? (из колоса пшеницы);

Откуда пшеница? (выросла в поле);

Кто её посеял? (хлеборобы);

Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);

Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).

Как называется круглый хлеб? (каравай)

НАША ВСЕМИ ЛЮБИМАЯ ИГРА МЫ поздравляем наших ребят в день рождения КАРАВАЙ,

Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.

На подносе в хлебницы лежат маленькие кусочки черного и белого хлеба , воспитатель

Как выращивают хлеб: посадка и уход

Хлеб имеет неоценимое значение в жизни каждого человека. Благодаря этому продукту люди выживали, ведя нескончаемые войны, главной целью которых было завоевание плодородных земель. О хлебе сложены песни, поговорки, пословицы. Недаром народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова», подчеркивая его первостепенную важность. Как выращивают хлеб? Как осуществляется посадка и уход за зерновыми культурами, читайте в статье.

Кто выращивает зерновые культуры?

В старину этим занимались крестьяне-земледельцы. Сегодня человека, выращивающего хлеб, называют хлеборобом. Но это обобщенное название профессии, которой на самом деле не существует, как и вузов, училищ, где можно ее получить. Чтобы полезный продукт оказался на столе, нужно много потрудиться людям разных профессий.

В этом деле важны все этапы работы слаженной команды сельскохозяйственных тружеников:

  • Селекционеров, стараниями которых выводятся новые сорта зерновых культур.
  • Агрономов, которые отслеживают состояние земель, а также семян в зимнее время. Люди данной профессии контролируют вспашку земли. По многочисленным расчетам они определяют дату данной процедуры.
  • Трактористов, занимающихся вспашкой земель, их боронованием и посевом семян.
  • Комбайнеров, без которых не обойтись в уборочную страду. Эти люди на специальных машинах – комбайнах – осуществляют скашивание колосьев, обмолачивание зерна, которое ссыпается в кузов машины и увозится на ток для просушки.
  • Шоферов (водителей), доставляющих зерно на ток, а затем на мукомольные заводы.
  • Пилотов, работающих в гражданской авиации, которые осуществляют борьбу с вредителями зерновых культур.

Хлеб является богатством страны. Его выращиванием занимаются земледельцы, но самой главной фигурой в этом является земля. Прежде чем зерно превратится в буханку хлеба, трудятся люди многих профессий. В настоящее время хлебороба с сохой и рабочей лошадью давно не существует. Многие процессы по возделыванию хлеба выполняют машины.

Выращивание зерновых культур

К данной категории сельскохозяйственных растений относится овес, ячмень, пшеница, рожь. Как выращивают хлеб? Для того чтобы полезный продукт всегда был на столе, нужно хорошо потрудиться специалистам многих профессий. Возделывание зерновых культур следует осуществлять, придерживаясь следующих мероприятий:

  • Нужно провести основную и предпосевную подготовку почвы.
  • Внести необходимые удобрения.
  • Подготовить семена и посеять их.
  • Правильно и регулярно ухаживать за растениями.
  • Вовремя убирать урожай, не допуская потерь.

Посевные сроки

В зависимости от времени посева зерновые культуры бывают озимыми и яровыми. Посев первых осуществляется осенью, яровых – весной. Выращивая зерновые культуры, очень важно определить сроки, когда можно заделывать в почву семена. Если это озимые культуры, до наступления зимних холодов на растениях должно сформироваться три-четыре побега. Поэтому сеять семена нужно в первой декаде сентября, иногда для этого выбирают конец августа. Яровые культуры следует сеять, ориентируясь на состояние почвы. Оптимальным сроком является апрель, середина или конец месяца.

Обработка почвы

Как выращивают хлеб? Прежде чем посеять зерновые культуры, нужно вспахать землю. На ее поверхности не должны оставаться растительные остатки после уборки урожая прошлого года. Это очень важное агротехническое мероприятие, в результате которого почва не подвергается эрозии и в ней сохраняется много влаги. Одновременно со вспашкой в почву вносятся удобрения. Если на поле будут выращиваться яровые культуры, весной проводится боронование почвы, если озимые – культивация.

Как посеять семена?

Посадка зерновых культур осуществляется в подготовленную почву. Посадочный материал должен быть не поврежденным и отвечать требованиям стандарта. Чтобы избежать заражения семян, их протравливают. Выращивание озимых культур осуществляется из прошлогодних семян. После посева посадочный материал нужно прикатать, чтобы произошел контакт с землей.

Читать еще:  Как выращивать судака в домашних условиях?

Как правильно ухаживать?

Чтобы получить высокий урожай, за зерновыми культурами нужно регулярно ухаживать. Для этого следует проводить следующие мероприятия:

  • Защищать растения от поражения болезнями и повреждения вредителями. Для этого поля с посевами зерновых обрабатываются химическими препаратами.
  • Вовремя удалять сорняки, чтобы они не заглушали культурные растения. Для этого используют гербициды.
  • Подкармливать злаки составами, содержащими азот.

Способы уборки урожая

Это агротехническое мероприятие для зерновых культур осуществляется двумя способами:

  • Прямым комбайнированием. Это самый эффективный способ уборки. Проводится при влажности зерна 14-17 %, а также в том случае, когда 95 % всех растений достигли зрелости.
  • Раздельным (двухфазным) способом. Так осуществляется уборка засоренных и созревающих в разное время хлебов.
  • Трехфазным методом, при котором злаки скашивают в валки, подбирают их со всего поля и транспортируют в специально оборудованные помещения для дальнейшего обмолота. Но этот способ используется редко из-за отсутствия машин.

Как раньше выращивали хлеб?

Еще в период каменного века люди заметили, что некоторые растения имеют сытные зерна, которые к тому же можно долго хранить. Ими были злаки в дикой форме: пшеница, рожь, ячмень. Первобытные племена поселялись рядом с такими полями. Со временем люди изобрели инструменты для обработки земли, уборки зерна и его переработки на муку.

Как в старину выращивали хлеб? Сначала подготавливали землю. Эта работа была очень тяжелой. Большая часть территории Древней Руси была покрыта могучими, непроходимыми лесами. Крестьяне сначала выкорчевывали деревья, очищали землю от мощных корней. В слежавшуюся почву не поступал воздух, необходимый для жизни растений. Оживить землю можно было только вспашкой. Крестьяне выполняли эту работу сохой или косулей, которые изготавливали сами.

Плуг появился значительно позже. Он предназначался для подрезания пластов земли и ее переворачивания. После вспашки почву боронили при помощи бороны, которая представляла собой бревно с длинными сучьями. Все комья разбивались, камни крупных размеров удалялись. Земля была готова для использования.

Посев зерна в старину

Началом года на Руси считали весну. От посевных работ зависело, будет грядущий год сытным или голодным. Семена хранили очень бережно, чтобы раньше положенного времени они не прорастали. Больше одного года зерно для посадки не хранили, иначе ему не хватит сил прорасти.

Время посева крестьяне определяли по народным приметам, наблюдая за явлениями природы. Например, если в период разлива рек уровень первой воды был велик, яровые зерновые нужно было сеять рано, если нет – поздно.

День посева считался самым ответственным и торжественным в году. Как выращивают хлеб? Определялся человек, которым первым выходил в поле. Он был босым, надевал праздничную рубашку красного или белого цвета, на груди висела коробочка с семенами. Он разбрасывал их равномерно, читая молитву. Сеяли в основном рожь, так как она была устойчивей к переменам погоды и холодам.

Посевом зерновых культур крестьяне занимались и осенью. Такие злаки называли озимыми и сеяли перед наступлением холодов. До зимы растения успевали прорасти. Если долгое время стояла теплая погода, на озимое поле выпускали скот, который съедал ростки, а растения быстрей укоренялись. В дальнейшем крестьяне полагались на выпадение большого количества снега, который являлся укрытием для посевов. Можно посмотреть, как выращивали хлеб, на картинках ниже. В иллюстрациях к стихотворению Михаила Стельмаха «Жнива» представлен сбор урожая.

Очень ответственной порой считалась уборка хлеба. Важно было сделать это вовремя, и чтобы погода была хорошей. Дату жатвы крестьяне определяли, исходя из своих наблюдений. Зерно на зрелость определяли зубами: если оно хрустит, значит поспело.

Уборка зерна требовала больших трудозатрат, поэтому это делали всей семьей. В поле выходили не только взрослые. Как выращивают хлеб, для детей не было секретом. Они с раннего детства были приучены к труду. Если семья не справлялась с работой, звали соседей на помощь. Убирать зерно было нелегко, но эта работа приносила радость людям: процесс сопровождался игривыми песнями. Все работы выполнялись вручную с помощью серпов и кос.

Современным детям, особенно тем, чьи родители не занимаются сельскохозяйственным трудом, помогут узнать, как выращивают хлеб, рассказы. Их написано очень много. Например, «Три калача и одна баранка». Это произведение написал Лев Николаевич Толстой.

Как обмолачивали зерно?

Жатва заканчивалась к середине августа. Колосья, связанные в снопы, увозили с поля для просушки. Для этого использовали:

  • Овин – представлял собой хозяйственную постройку, в которой помещалось до 500 снопов. Сооружение состояло из ямы с печью без трубы и верхним ярусом для складирования снопов.
  • Ригу – постройку, большую по размерам, чем овин. Она была оснащена печью. В ней можно сушить одновременно пять тысяч снопов.

После того как зерно просушили, снопы везли на гумно (участок на земле, огороженный забором). Здесь его хранили, обмолачивали. Это была самая тяжелая работа. По снопам ударяли молотилом, пока в колосьях не останется ни одного зернышка. Обмолотом не всегда занимались сразу. Эту работу можно было выполнять осенью и даже с наступлением зимнего периода. Обмолоченное зерно нужно было провеять. Для этого человек стоял на ветру и ворошил его лопатой. Затем зерно везли на мельницу для перемалывания на муку, из которой хозяйки пекли хлеб, который на Руси всегда считался сокровищем всего народа. Вот почему в нашей стране к хлебу относятся с уважением и почитанием.

Популярные рубрики

Все статьи размещенные на сайте представлены для ознакомления и не являются рекомендациями.

Как растёт хлеб? (Познавательно — речевое занятие для детей старшего возраста)

Цель: формирование представления детей о процессе выращивания хлеба.

Задачи:1. Рассказать детям о долгом пути хлеба от пшеничного поля до стола.

Просмотр содержимого документа
«Как растёт хлеб? (Познавательно — речевое занятие для детей старшего возраста)»

Как растёт хлеб? (Познавательно — речевое занятие для детей старшего возраста)

Цель: формирование представления детей о процессе выращивания хлеба.

Задачи:1. Рассказать детям о долгом пути хлеба от пшеничного

2. Познакомить с профессиями людей, связанными с

3. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное

отношение к хлебу.

4. Пополнить словарь новыми словами: хлеборобы,

агроном, комбайнер, элеватор, мукомол, пекарь.

Повторение: образование прилагательных, повторение

Пособия: картинки или фотографии с изображением трактора,

Комбайна, пшеничного поля, элеватора, хлебобулочных

изделий; кофемолка ручная и электрическая, колосья

пшеницы, мука, разные хлебобулочные изделия,

льняное полотенце, каравай.

1. В группе оформлена выставка «Дары осени». На столе размещены овощи, фрукты, муляжи грибов. В центре стола стоит керамическая ваза с колосьями пшеницы. Дети рассматривают, беседуют друг с другом. Воспитатель, показывая на колосья пшеницы,спрашивает: «Ребята, а это что такое?» Дети отвечают: «Хлеб, колоски, пшеница»

Воспитатель: Ребята, а как же из колоска можно получить хлеб? Хотите подробно узнать, каквырастает колосок?

Садитесь на стульчики, и я вам расскажу.

… Огурцы, помидоры, капуста — это? овощи. Яблоки, груши – это? фрукты. Овёс, рожь, пшеница – это злаки, сегодня мы с вами будем говорить о пшенице. (Воспитатель помещает на магнитную доску картинку «пшеничные колосья» и слово «злак», напечатанное крупными буквами)

В каждом пшеничном колоске спрятано много зёрнышек (достаёт и показывает детям, посмотрите. Это пшеничное зерно. Из него и вырастает колосок. Люди многих профессий трудятся, чтобы вырастить вот такие колосья. Всех людей, кто занимается выращиванием пшеницы, называют хлеборобами (воспитатель помещает на доску слово «хлебороб»). Агрономы следят за тем, чтобы была правильно подготовлена почва, выбирают лучшие сорта пшеницы, которые подходят для данной местности, затем заботятся о том, чтобы вовремя собрать урожай.

Ребята, скажите, а когда сажают семена в землю? (весной)

А о будущем урожае хлеба заботятся ещё осенью (воспитатель помещает на доску картинку с изображением трактора на поле).

Осенью трактористы вспахивают поле, чтобы земля была мягкая, рыхлая под снегом, а весной, когда снег растает, земля наберёт себе сполна талой воды. А ранней весной её рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном (картинка сеялки на поле).

Ребята, а как вы думаете, что очень важно, для того, чтобы семена всходили и росли?(Солнце и вода)

Читать еще:  Какие сорта крыжовника хорошие?

Появляются первые всходы, растут под яркими лучами солнца и питаются дождевой водой. А когда колосья созревают, то становятся крепкими и тяжёлыми (картинка пшеничного поля). У хлеборобов появляются новые заботы – чтобы колосья не сломались и не полегли.

В одной из сказок вот такой крепкий колосок оказался во дворе весёлых героев. Вспомнили сказку? Правильно, это сказка «Колосок». Что нашёл Петушок? (колосок). Что он сделал с этим колоском? (обмолотил). Кто помогал Петушку? А вы бы помогли Петушку?

Давайте попробуем «обмолотить» колоски. Занимайте рабочие места (на столах приготовлены тарелочки с пшеничными колосками для каждого ребёнка)

Воспитатель помещает картинку, на которой изображены снопы пшеницы, рядом – молотилки и готовое зерно (из истории).

А мы с вами попробуем вручную достать зёрнышки из колоска.

(Дети достают зёрна и складывают их на тарелочку, воспитатель хвалит детей, предлагает тем ребятам, которые справились с заданием, помочь товарищам)

Посмотрите, сколько пшеницы! (ссыпаем все зёрна вместе)

А сейчас садитесь на стульчики. На чём мы остановились? (Дети отвечают)

Созрели колосья – начинается уборка хлеба. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору урожая. Упустишь время – осыплется зерно, пропадёт урожай.

Убирают урожай с помощью комбайна (картинка комбайна на пшеничном поле) Водители комбайна – комбайнеры.

Колосья собирают жаткой, внутри они обмолачиваются, соломка отлетает под воздействием воздуха, а пшеница собирается в бункер (картинка). Затем зерно сыплется в кузов автомобиля. А как называется профессия человека, который водит автомобиль? (шофёр, водитель).

Затем зерно везут на элеваторы (картинка). Там его сушат и везут на мелькомбинат. Мукомолы превращают зерно в муку.

Раньше были мельницы (картинка). Мельник вручную вращал жернова, а сейчас на помощь людям пришли умные машины.

Давайте вернёмся с вами в далёкое прошлое и станем мукомолами.

(воспитатель достаёт ручную кофемолку – подобие старинной мельницы, дети насыпают зёрна, и по очереди крутят рукоятку).

Посмотрите, сколько муки мы с вами намололи все вместе, трудно было? И мукомолам в те далёкие времена было очень трудно, но они трудились, чтобы у людей был хлеб на столе.

А как вы думаете, куда везут муку с мелькомбината? (В магазины, в пекарни, в кондитерские)

Вспомните, ребята, что Петушок сделал из муки? (Пироги)

Мы с вами тоже сейчас испечём пироги. (Игра — имитация «Печём пироги»: наливаем воду, насыпаем муку, замешиваем тесто, делаем пирожки, ставим их в печь – испеклись пироги! Как они вкусно пахнут! С какой начинкой у тебя пирожок? А у тебя? — С овощной, с фруктовой, с мясной)

Ребята, а сейчас закройте глаза. (Воспитатель выносит на старинном вышитом полотенце каравай хлеба).

Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Ребята, теперь вы знаете, как растёт хлеб, люди скольких профессий его выращивают. На следующем занятии мы с вами посмотрим фильм о том, как выращивают хлеб, и ещё раз вспомним всё, о чём говорили сегодня. А сейчас мы вымоем руки и попробуем этот вкусный ароматный каравай.

К следующему занятию воспитатель оформляет для детей хлебную полочку, на которой размещает колосья пшеницы, зёрна пшеницы, пшеничную муку, хлеб, баранки и помещает картинку, на которой изображены хлебобулочные изделия.

В землю зёрнышко попало.

(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)

Прорастать на солнце стало.

(Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая):

«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко! »

«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»

(Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)

Дождик землю поливал, и росточек подрастал!

(Дети медленно встают).

К свету и теплу тянулся (руки в стороны).

И красавцем обернулся (руки вперёд).

Золотые колоски на ветру качаются,

(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз).

(Дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают):

«Поспел урожай! Приезжай, убирай!

Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

«ЗРЕЛЫЕ КОЛОСЬЯ ПШЕНИЦЫ»

— пластилинография в старшей

Цели: 1. Рассказать детям о важности хлеба. Развивать связную речь, наглядно – образное мышление.

Материал: колосья пшеницы в вазе, картинка с изображением белого и чёрного хлеба, картинки для игры «Цепочка». Плотный картон чёрного цвета с изображением двух колосьев, жёлтый пластилин, стеки , дощечки для лепки, салфетки, физминутка, пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент – баранки.

— Дорогие дети, садитесь поудобнее на стульчики, спина прямая, ноги вместе, не сутультесь, мы начнём нашу беседу.

— Родина… Это край, где мы родились, где мы живём. Это наш дом, это всё то, что нас окружает.

Россия… Какое красивое слово!

Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля,

Щедрая моя земля!

— Ребята, а что значит щедрая земля?

(ответы детей: земля даёт богатые урожаи зерна, овощей, фруктов).

— Верно, и все эти богатства земля дарит людям. Издавна русский человек славился хлебосольством. Как вы думаете, какой продукт был самым главным? Без чего не обходился ни один праздник?

(ответ детей : Хлеб).

Воспитатель показывает картинку с изображением белого и чёрного хлеба.

Важней, чем хлеб, продукта нет:

На завтрак, ужин и обед.

Его к столу нам подают

Хлеб в магазине продают.

Там на прилавках хлеб любой:

Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,

Батон, душистый каравай –

Всё, что угодно, выбирай!

— А сейчас, я предлагаю вам поиграть в д/игру «Цепочка».

Воспитатель задаёт вопрос, а ребёнок отвечает с последовательным выкладыванием картинок.

— Откуда пришёл хлеб? (из магазина).

— Откуда попал в магазин? (из пекарни).

— Что делают в пекарне? (пекут хлеб).

— Из чего пекут? (из муки).

— Из чего мука? (из зерна).

— Откуда зерно? (из колоса пшеницы).

Игра повторяется два раза.

Вносится ваза с колосьями пшеницы. Определить, что у колоса есть стебель, зёрнышки и усики.

— А сейчас, мы превратимся в маленькие зёрнышки. Вставайте в круг.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно, (дети поднимаются, поднимают руки)

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя)

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело подтянутся к солнцу колоски. (потянулись, поднялись на носочки)

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки)

Так и будут делать каждый, каждый год. (подняли руки)

А однажды на поле гляну поутру (повороты в стороны)

Как один я, столько хлеба соберу (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зерно)

Посажу – ка в землю – пусть растёт оно (присели на корточки).

Дети садятся на свои места.

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят. Колос пшеницы.

— Как вы поняли, ребята, сегодня мы с вами колос пшеницы нарисуем пластилином. Давайте уточним приёмы налепа (рассматривание образца).

Золотое солнышко (руки поднять вверх – потянуться)

Ты согрей нам зёрнышко (присесть, коснуться руками пола)

Дождик, дождик поливай (вытянуть руки вперёд, разжимать пальцы

«стряхивать капли дождя»

Будет хлеба урожай (руки в стороны – потянуть – опустить вниз).

Все работы вывешиваются на доску – выставку.

— Молодцы, ребята, какие красивые у вас получились пшеничные колоски.

— Что было трудно делать? А что нет?

— Посмотрите, какая у нас получилась замечательная выставка.

Электронная тетрадь по биологии 7 класс.

Основы здорового образа жизни 1-4 классы

Русская литература 7 класс ФГОС

История России 8 класс ФГОС

Физика 10 класс

Математика 6 класс

Электронная тетрадь по химии 11 класс.

Экология 5 класс

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас

Похожие файлы

Рекомендуем

Лицензия на право ведения образовательной деятельности №5251 от 25.08.2017 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector